История создания памятника-символа Санкт-Петербурга – «Медный всадник»

История первая – РОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ПЬЕДЕСТАЛА

Идея дикого камня в качестве пьедестала памятнику появилась у Фальконе задолго до отъезда из Парижа.

Размеры подножия, согласно его проекту, должены быть около “пяти сажен в длину (10,6 м), двух сажен и половины аршина в ширину (4,6 м) и двух сажен и одного аршина в вышину (4,96 м)”.

Екатерине и ее окружению идея дикой скалы пришлась по душе. Встал вопрос поиска камня для пьедестала.

Первоначально постамент предполагалось собрать из нескольких фрагментов. Думалось, что найти монолит гигантских размеров невозможно.

В конце лета 1768 года было обнаружено несколько камней нужных размеров в окрестностях Петербурга: на нарвской дороге, на побережье залива, у Гатчины и Ораниенбаума. Но они были разного цвета и структуры, негодные для составления целого пьедестала.

В этом же 1768 году крестьянин Семён Вишняков сообщил о находке в шести верстах от деревни Лахта камня огромной величины. Фальконе был поражен его формой и размерами. Идея составного памятника ушла в прошлое.

История вторая – ЗНАКОМСТВО С КАМЕННОЙ ГЛЫБОЙ

Ниже приведена гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена «Обтёсывание камня Гром у Лахты». Так выглядел будущий пьедестал Медного всадника до обработки.

Обтёсывание камня Гром у Лахты

После обнаружения камень был обкопан со всех сторон и измерен. Он поражал своими размерами.

Длина его была 44 футов (13,2 м), ширина 22 футов (6,6 м), вышина 27 футов (8,1 м). Камень залегал в земле на 15 футов (4,5 м) в глубину. Кроме того, он со всех сторон зарос мхом толщиной на два дюйма. Вес его равнялся ста тысячам пудов или 1600 тонн.

Интересно, почему размеры глыбы по данным Шлея, Бецкого, Фальконе, Карбури, Фельтена и других отличаются?
Возможно, его измеряли на разных этапах его подготовки.

История третья – ПОДГОТОВКА ТРАНСПОРТИРОВКИ КАМНЯ ДЛЯ ПЬЕДЕСТАЛА

В месте находки Гром-камня были построены жилища для 400 работных людей. Фальконе после обмеров принял решение о перевороте камня на бок. Для этого одна его сторона была обточена до плоской поверхности.

Была изготовлена решетка из бревен, на которую решено было перевернуть камень. Сверху бревенчатая решетка была устлана мхом и сеном, чтобы от силы удара при перевороте она не треснула.

На гравюре «Памятник во славу Петра Великого…» нарисованы рычаги и лебёдки На этой гравюре из книги Карбури «Памятник во славу Петра Великого…» нарисованы рычаги и лебёдки, с помощью которых Гром-камень переворачивали на бок.

К 12 марта 1769 года камень с помощью системы рычагов и лебедок был уложен нужной стороной на решетку. Рычагов, состоящих из трех древ, было 12. Для усиления действия напротив их были установлены 4 лебедки, с помощью которых натянули веревки.
Всё лето камень пролежал на решётке, так как в это время года мягкость грунта не давала возможности осуществить его перевозку.

Гравюра Якоба Шлея - лебедка, натягивающая веревки
На этой гравюре Якоба Шлея изображена лебедка, натягивающая веревки.

Для работы только одной лебёдки задействовано 36 человек!

История четвертая – ГРОМ-КАМЕНЬ ИЛИ СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ У ПЬЕДЕСТАЛА ПАМЯТНИКА

Хорошо известно, что в скале камня была трещина, скалывающая угол. В этой трещине находилась земля, где росло пять берез. По преданию она образовалась во время грозы. Отсюда и название Гром-камень.

После очистки и нового обмера камня поняли, что его длины немного не хватает для полного соответствия модели.
Отколотый громом кусок был разделен на две части. Эти обломки использовали на наращивания центрального блока камня. На постаменте эти части хорошо заметны, так как они другого оттенка. Их обтёсывали по специальному объёмному лекалу.
Для перевозки отколотые части закрепили на главной глыбе для сохранения равновесия при перемещении. Этот момент представлен на картине художника Луи Бларамберга, которого пригласила Екатерина II для изображения перевозки камня.

Картина художника Луи Бларамберга. История Гром-камня

Интересный момент: Фальконе хотел обработать камень по модели на месте. Но ему сообщили, что чем больше будет камень, тем больше шуму создаст его перевозка в Европе.

Предполагают, что первоначально камень должен был весить около 1600-2000 тонн. Около 800 тонн было сколото на месте. К погрузке камень весил 800-1200 тонн.

Как создавался «Медный всадник». Гравюра. Гром-камень

История пятая – ПУТЕШЕСТВИЕ ГРОМ-КАМНЯ К ФИНСКОМУ ЗАЛИВУ

Пока ждали зимы и замерзания грунта, шла работа по подготовке будущей дороги для перевозки.
Болота зимой плохо промерзают, поэтому вбивали сваи по предполагаемому ходу движения. Выбирали мох и ил, так как они препятствуют полному замерзанию. Вместо них помещали хворост и щебень.

Камень приподняли специальными винтами-домкратами, которые были сконструированы слесарным мастером Фюгнером. Убрали из под него решетку и подложили специальные сани.

Движение этих саней планировалось по особым рельсам, созданным по принципу работы шарикоподшипника.

Два толстых бревна были уложены друг на друга. В каждом из них предварительно выдолбили желоб и обили его медными листами. Между брёвнами по канавкам катились медные шары.

Верхние брёвна под камнем оставались неподвижными, только нижние отнимали сзади и перекладывали вперёд, во время движения скалы.
Дорогу проложили по ломанной линии, которая огибала болота, речки, пригорки и прочее препятствия. Когда Камень оказывался на возвышенности , его приподнимали домкратами, рельсы заменяли на кругообразную машину, состоящую из двух плоских дубовых колес, лежащих друг на друге с желобами и шарами. С помощью этой конструкции скалу поворачивали в нужном направлении и опять ставили на рельсы, переложенные уже в нужном направлении.

Метод графа Карбури, который мы с Вами разобрали, использовался для перевозки в 1880 году 200-тонного гранитного обелиска «Игла Клеопатры», установленного в Нью-Йорке.

15 ноября были начаты работы и продвинули камень на 23 сажени.
20 января присутствовала на работах сама императрица Екатерина II. При ней камень подвинули на 12 сажень.
27 марта Камень оказался на берегу Финского залива.

Если вглядеться в гравюру, то можно увидеть людей, которые крутят лебедку, переносят и переставляют рельсы. А также много зрителей, которые ежедневно приезжали из города на это зрелище.

«Движение камня к заливу в присутствии императрицы». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена.

Обратите внимание , что работа по отделке камня продолжалась и во время его перемещения. 48 камнетёсов ежедневно работали и приводили скалу в надлежащий вид. На одном из краев Камня можно увидеть даже кузницу, которая путешествовала вместе с ним, и подготавливала инструмент к работе.

Здесь на «Карте Санкт-Петербургской губернии» 1792 года отмечена дорога, по которой перемещали Гром-камень к Финскому заливу.
Здесь на «Карте Санкт-Петербургской губернии» 1792 года отмечена дорога, по которой перемещали Гром-камень к Финскому заливу.

История шестая – ПОГРУЗКА И ВОДНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ГРОМ-КАМНЯ

На берегу Финского залива была организована плотина из множества свай, вбитых в дно залива. Между собой сваи были опутаны ветвями и соединены скобами. На них сверху поперек были укреплены бревна. На эту плотину был уложен Камень. После чего Карбурий передал руководство перевозкой по воде в ведение адмиралтейства. Главный надзор осуществлял адмирал Семён Мордвинов. По проекту Григория Корчебникова было построено специальное судно. В его строительстве участвовал Семён Вишняков, тот самый крестьянин, который обнаружил Камень.

Далее у судна был разобран борт и оно было затоплено у берега. На судах, расположенных рядом, были установлены лебедки. С их помощью Камень затащили на судно. Заделали борт и стали откачивать воду. Но судно показывалось из воды частями.
Позвали на помощь Карбурия. Камень вернули на плотину. На судне установили специальные подпоры, которые распределяли вес Камня равномерно. Судно заново затопили. Камень двинули, подняли домкратами и установили на подпоры. После откачки воды судно поднялось над водной поверхностью.

Далее Камень укрепили канатами с двух сторон к кораблям, которые его поддерживали и защищали.

Доставляли его вверх по Малой Неве, а далее вниз по Большой Неве до места установки памятника. Проплыл он 12 верст. Прибыл в день коронования императрицы 22 сентября. Вечером в честь этого события город осветила иллюминация.

История седьмая – ФОРМА И РАЗМЕРЫ ПЬЕДЕСТАЛА

Прежде чем приступить к установке всадника привезенная скала была значительно обработана. Высота Камня уменьшена с 6,7 м до 5,2 м, ширина с 6,4 м до 3,4 м. Длина оказалась недостаточной, поэтому её пришлось нарастить с помощью осколков от Гром-камня.

Интересно, что многие современники отрицательно отнеслись к обтёсыванию скалы, желая видеть под фигурой Петра I камень бОльших размеров и формы, созданной природой.

Гром-камень до и после обработки камнетёсами

Фальконе обстоятельно ответил на критику размера памятника, написав книгу, её ключевой идеей стали слова: «не делают статую для постамента, а делают постамент для статуи».

Только после отъезда Фальконе из Петербурга в августе 1778 года и после открытия памятника, прекратилось недовольство, зависть и клевета в отношении к скульптору. Появилась похвала ему и его творению. Статуя получила всемирную известность.

История восьмая – КАК ВЫБРАЛИ ФАЛЬКОНЕ АВТОРОМ ПАМЯТНИКА ПЕТРУ I

Екатерине II пошли предложения установить себе прижизненный памятник, сразу после вступления на престол. Она же решила ставить памятник Петру I, чтобы подчеркнуть свою призрачную преемственность на российском престоле.

Екатерина II поручила князю Дмитрию Голицыну, который был российским посланником в Париже, найти талантливого скульптора. Дидро рекомендовал Голицыну и Екатерине, с которой он состоял в дружеской переписке, выбрать Фальконе. Фальконе, по мнению Дидро, не только хороший ваятель, но читающий и размышляющий человек.

Контракт с Фальконе на изготовление конной статуи был подписан 27 августа 1766 года (253 года назад). В сентябре Фальконе вместе с ученицей Мари-Анн Колло выехал из Парижа. Примерно через месяц их встречал Петербург. Вещи скульптора были отправлены морем. Из 25 его ящиков только один содержал вещи художника, в остальных были книги, гравюры, мрамор, а также слепки и снимки для Академии художеств.

Секретарь Русского исторического общества Александр Половцев заметил, что Фальконе “был не один из тех бежавших в Россию иностранцев, которым не посчастливилось дома, и которые думали сыскать лёгкий хлеб в варварской, на их взгляд, стране, нет, Фальконету было ровно пятьдесят лет, и в эти пятьдесят лет он успел уже заслужить почётное место среди своих сограждан”.

Напутствуя друга, Дидро воскликнул: «Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое!»

История девятая – РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, КАК ИЗОБРАЗИТЬ ПЕТРА I

«Екатеринское» окружение поначалу хотело скопировать композицию одного из европейских конных памятников. В первую очередь, подражать собирались статуи римского императора Марка Аврелия в Риме (160–180-е годы). Всадник на коне на постаменте с барельефами, прославляющими его дела. По углам постамента предполагались статуи пороков, которые Пётр победил, или статуи добродетелей.

Отвечать за всё, что касается возведения монумента, Екатерина поставила Ивана Бецкого, президента Академии искусств, руководителя Комиссии по каменному строению. Бецкой настаивал на том, чтобы Фальконе ориентировался на статую Марка Аврелия. Фальконе был категорически не согласен и написал целый трактат «Наблюдения над статуей Марка Аврелия». Статуя была глубоко проанализирована.
Фальконе подводит итог, что в такой позе лошадь не сможет сделать ни одного шага, движения всех ног не соответствуют друг другу.

Сравнение конных фигур - Петр Первый и Марк Аврелий

Екатерина была на стороне Фальконе.

Скульптору потребовалась смелость отступить от традиций изображения правителей в воинских доспехах, сидящих на спокойном коне в окружении аллегорических фигур.

5 мая 1768 года Бецкой сообщил Сенату, что Екатерина повелела монумент поставить на Сенатской площади.

Продолжение следует …